Тема полигонов и несанкционированных свалок постоянно поднимается нашим журналом. О сегодняшней ситуации, связанной с захоронением отходов в мегаполисах, мы попросили рассказать заведующего кафедрой техники и технологии переработки отходов Московского государственного университета инженерной экологии, доктора технических наук, профессора, члена Федерального Общественного совета Росприроднадзора, академика РАЕН, Адама Михайловича Гонопольского.– Адам Михайлович, в чем заключаются различия между полигоном для захоронения ТБО и несанкционированной свалкой мусора?
– Полигон для захоронения ТБО – весьма дорогостоящее, технически очень сложное природоохранное сооружение, требующее вывода значительных земельных ресурсов из хозяйственного оборота. Цель размещения отходов на полигонах – устранение их негативного воздействия на окружающую среду. Сказанное требует некоторых разъяснений, ибо десятилетиями существует миф о том, что захоронение – это самый дешевый способ обращения с ТБО. В реальности же мифам места нет, есть точное инженерное знание о процессах и технологиях и столь же точные (как это ни странно!) финансово-экономические данные по стоимости земли, машин, механизмов, природоохранных сооружений и обслуживания всего того, что входит в понятие «современный полигон». Возведенные по всем строительным правилам и нормам экологической безопасности на селения и окружающей среды полигоны настолько дороги, что экономная и бережливая Европа стремится избавиться от них уже 20 лет. Самый дорогостоящий элемент в системе обращения с отходами и в Европе, и в Подмосковье – это земля, так как свободных территорий для размещения новых полигонов давно уже нет. Участки для захоронения отходов представляют собой десятки тысяч гектаров земли, выведенных из хозяйственного использования и на десятки лет потерянных для любой деятельности. Строительство полигонов хоть как-то оправдывает эти потери за счет оказания в дальнейшем на данном объекте услуг по санитарной очистке городов от отходов.
На полигонах обеспечивается и гидроизоляция подстилающих грунтов, и защита грунтовых вод от токсичных стоков, и защита воздушного бассейна от газовых выбросов, возникающих при контролируемом процессе ферментации. При оценке потерь следует учесть и предотвращенный полигонами ущерб здоровью населения и окружающей среде по сравнению с вариантом отсутствия полигонов и накапливанием мусора в городе. Данный ущерб оценивается потерями трудоспособности и выплатами за них. Однако, как известно, здоровье за деньги не купишь. Если же говорить о несанкционированных свалках и помойках, то на них никаких природоохранных сооружений не наблюдается, никаких инженерно-экологических технологий не используется. Все подобные места захоронения нелегитимны. Первопричина их возникновения кроется в дефиците перерабатывающих мощностей для экологически безопасной и экономически рентабельной переработки отходов. Дефицит перерабатывающих мощностей в Москве составляет 65 % от объема образования ТБО, тогда как в крупных городах цивилизованного мира существуют резервы профильных мощностей по всем возможным технологиям в количестве от 40 до 100 % от объема образования ТБО. И затраты на содержание резервных мощностей с лихвой окупаются предотвращенным ущербом здоровью населения окружающей среде, нужно только грамотно посчитать.–
Основную нагрузку по захоронению московских отходов сейчас несут два полигона «Хметьево» и «Дмитровский», что явно недостаточно. По какому пути вы рекомендуете идти столичным и подмосковным властям в направлении обращения с отходами?- В связи с тем, что территорий, подходящих для захоронения отходов, в последние годы становится все меньше, а отходов – все больше, в связи с произошедшей переоценкой населением значимости благоприятной среды обитания, и справедливо ужесточившимися требованиями природоохранных и санитарных органов к полигонам и свалкам, возникла новая идеология обращения с отходами в Московском регионе, связанная с разработкой и реализацией масштабного проекта в сфере обращения с отходами – проекта создания системы межрегиональных энергонезависимых производств полного цикла по сбору коммунальных отходов, их транспортированию, переработке в товарную продукцию. Его основная цель – решение проблемы отходов в масштабе страны на долгосрочную перспективу путем создания вне селитебных территорий системы межрегиональных энергонезависимых производств полного цикла по сбору коммунальных отходов, их транспортированию, переработке в товарную продукцию, а также сети оптовых логистических центров. Суть проекта состоит в том, чтобы вывести за пределы селитебных территорий из-под Департамента ЖКХ и Б такие этапы обращения с отходами, как вывоз отходов с мусороперегрузочных станций на переработку и (или) захоронение, выделение из отходов вторичных материальных ресурсов, получение вторсырья, сырьевую, энергетическую и биотехнологическую переработку вторсырья в товарную продукцию, захоронение неутилизируемой части отходов. В этих целях предлагается:
1) выделить на малонаселенных территориях регионов страны с развитой железнодорожной сетью коммунально-промышленные территорий (далее КПТ), по 3–4 на каждый федеральный округ (в зависимости от количества образующихся отходов) на расстояниях, значительно (в несколько раз!) превышающих регламентированные размеры санитарно-защитных зон для любых мощных предприятий по переработке отходов;
2) создать на КПТ многофункциональные энергонезависимые промышленные комплексы, выполняющие все технологические операции по сортировке и обезвреживанию отходов, с производством из подготовленных отходов тепловой и электрической энергии для покрытия собственных производственных нужд, с последующей переработкой коммерчески значимых фракций отходов в товарную продукцию и депонированием неутилизируемого остатка в целях получения технического компоста;
3) создать на КПТ многопрофильные транспортнологистические предприятия, обеспечивающие поставку отходов и сбыт продуктов их переработки железнодорожным транспортом, в том числе создать на обслуживаемых территориях сеть мусороперегрузочных станций на железнодорожных терминалах для перегрузки отходов из собирающих мусоровозов в железнодорожные контейнеры, формировать составы и отправлять их на разгрузочные терминалы на КПТ.
Предусматривается интеграция действующей автомобильной доставки отходов от домовладений с железнодорожной сетью региона. Следует отметить, что подобные решения удачно апробированы в Великобритании и широко используются, к примеру, в ЮАР. Кроме явных перспектив для улучшения окружающей среды и ее состояния в случае транспортирования ТБО железнодорожным транспортом существуют и преимущества, относящиеся к экономическим и политическим аспектам рассматриваемойпроблемы. Так, например, может осуществляться доставка ТБО ко многим периферийным субъектам РФ, находящимся на значительном удалении от Московской области, представляя тем самым дополнительные рабочие места в этих районах и создавая длительные экономико-политические отношения с субъектами – участниками данного процесса транспортирования и утилизации ТБО. Становится возможным и создание единой централизованной системы управлением, удалением и захоронением ТБО на большой территории, охватывающей центральный и европейский регионы нашей страны.– Расскажите поподробнее о дальнейшей реализации проекта. Понадобится ли дополнительная инфраструктура?– Да. Необходимо будет на обслуживаемой территории построить новые (или перенести действующие) станции перегрузки мусора (СПМ) в полосу отчуждения к железнодорожным путям, создать условия для формирования железнодорожных составов с мусором и обеспечить технологические процессы погрузки ТБО в железнодорожные контейнеры. Что касается транспортной системы, то она включает в себя создание СПМ на железнодорожных терминалах, обустроенных для формирования составов, наличие ж/д путей от СПМ непосредственно к месту разгрузки контейнеров и необходимого количества ж/д тележек, организацию производства или закупки контейнеров с устройствами для подъема и опорожнения, возможность организации стабильного трафика для ж/д перевозок составов с отходами, а также сервисного обслуживания всех составляющих элементов ж/д системы специализированными организациями.
На КПТ предполагается входная сортировка всего потока отходов по трем вариантам:1. Выделение ВМР для их сырьевой переработки и далее для переработки в товарную продукцию;2. Подготовка топлива из отходов с последующим получением тепловой и электрической энергии;3.Подготовка неутилизируемых отходов к полигонной переработке в технический компост. Бытовые отходы из прилегающих к КПТ районов в радиусе 50 км завозят автотранспортом. В зависимости от объема и вида заказов на товарную продукцию из вторичного сырья и объема заказов на поставку технического компоста проводится сырьевая или биотехнологическая сортировка поступающих отходов. Эти объемы заказов вместе с затратами энергии на сортировку отходов определяют потребности в тепловой и электрической энергии, а значит и мощность по генерации энергии на мусоросжигательном заводе, которая включает в себя мощность, необходимую для сортировки отходов на топливо. Следовательно, основная функция МСЗ на КПТ не экологическая, а генерирующая при безусловном соблюдении всех экологических нормативов в течение всего периода эксплуатации. Для достижения максимальной эффективности генерации энергии на МСЗ необходимы новые, более эффективные технологии, чем используемые на большинстве МСЗ мира.По оценкам как европейских, так и отечественных специалистов, при стоимости 1 барреля нефти выше 40 USD рентабельность производства подавляющего числа товаров, производимых из вторичного сырья, значительно уступает рентабельности производства энергии, то есть кВт•ч. При этом очевидно, что грамотное сжигание отходов – это энергетический рециклинг, для которого возможен сценарий как электрического, так и теплофикационного использования получаемой от сжигания отходов энергии.– Однако среди населения до сих пор господствует мнение об опасности выбросов дымовых газов МСЗ.– Эти опасения оправданы лишь по отношению к технологиям мусоросжигания 1960-х – 1970-х гг.
Реализованные на более чем 4 млн. мусоросжигательных заводов по всему миру, современные системы очистки потоков отходящих газов от опасных соединений успешно и безаварийно работают уже много лет. За 10 лет эксплуатации современных мусоросжигательных заводов Москвы под непрерывным государственным и общественным контролем не было зафиксировано ни одного случая превышения нормативных показателей по газовым выбросам не только диоксинов, фуранов, ртути, свинца, кадмия, хлора, фтора, брома, но и многих других строго нормируемых соединений. Так что задача обеспечения экологической безопасности МСЗ при сжигании сортированных и несортированных отходов в городе решена. В силу того, что отечественных МСЗ в природе не существует, в Москве реализованы лучшие на момент принятия решения зарубежные проекты. При этом столь любимая прессой страшилка о человеческом факторе здесь неприменима, так как МСЗ – полностью компьютеризированное, программно управляемое производство с дублированными системами управления. Сегодня при полностью решенной задаче обеспечения экологической безопасности МСЗ актуальной является задача создания высокоэффективных способов получения энергии из отходов. Тем самым решается и экологическая задача экономии природных ископаемых углеводородных топлив. На примере Москвы (других территорий с современной комплексной системой обращения с ТБО в стране нет) можно убедиться в том, что именно этот фактор – один из наиболее важных для сокращения сроков окупаемости инвестиционных проектов строительства новых МСЗ.По выработке электроэнергии на МСЗ мировое лидерство удерживает Япония, затем следуют Франция, Германия, Англия, Испания, Италия.
Доля выработки электроэнергии за счет использования тепла от сжигания ТБО в странах ЕС может составить к 2015 г. от 2 до 2,5% от общего количества вырабатываемой электроэнергии всеми энергоисточниками. Процессы утилизации тепла отходящих газов МСЗ основаны на широко распространенных в сегодняшней энергетике пароводяных циклах с использованием паротурбинных установок (ПТУ). Энергетический КПД малых ТЭЦ, работающих на отходящих топочных газах МСЗ, в настоящее время низок и находится в пределах 0,21–0,23, в то время как применение парогазовых установок (ПГУ) в других отраслях промышленности и в большой энергетике позволяет повысить этот показатель до 0,45–0,55. Очевидно, представляет интерес рассмотрение таких установок в условиях сооружения как новых малых ТЭЦ на МСЗ, так и при реконструкции энергетических схем действующих мусоросжигательных заводов. Ориентировочный расчет показывает, что если общий КПД ГТУ для МСЗ составит 35–37 %, то общий энергетический КПД парогазовой установки (ГТУ+ПТУ) для того же МСЗ составит 58–60%. Использование парогазовых установок позволяет более чем в 2 раза повысить основные показатели энергетической эффективности МСЗ по утилизации энергии и ее производству и снизить, по сравнению с существующими паротурбинными установками МСЗ, удельный расход тепла отходящих газов на производство электроэнергии, удельную металлоемкость и капвложения в систему утилизации тепла. Набор рециклинговых технологий КПТ определяется товарно-ценовыми нишами на вторичную продукцию. На сегодняшний день приемлемую рентабельность товарных производств из фракций ТБО могут обеспечить рециклинг ПЭТФ-тары, алюминиевой тары, макулатуры, полиэтиленовых изделий и композиционных упаковочных материалов, производство технического компоста. Наиболее рентабельна переработка алюминиевой тары в мелкую чушку пищевого алюминия (9–15 кг) из-за традиционно высоких цен на этот металл. Как показала практика работы отечественных предприятий, рециклинг макулатуры с производством гофрокартона также высокорентабельное производство. Весь набор технологического оборудования импортного и российского производства апробирован на практике. Аналогична картина с переработкой полиэтиленовых изделий и получением товарной продукции. Инновационной здесь является технология и реализующее ее оборудование для переработки композиционных упаковочных материалов, доля которых на рынке упаковки достигает 30 %. Данная технология, апробированная в серийном производстве, позволяет расширить сырьевую базу рециклинговых производств за счет новых технологий разделения слоев, например, материалов типа «тетра пак», на полиэтиленовую пленку и алюминиевую фольгу. Товарное производство технического компоста организуется прежде всего как инновационная природоохранная технология. Опубликованные данные и результаты наших исследований показали, что внесение от 10 до 20 % компоста приводит к значительному ускорению биохимической ферментации загружаемых на полигон отходов. В результате ускоряется процесс дозагрузки действующих полигонов, сокращается их после рекультивационный период.
Появляется возможность снижения негативного влияния несанкционированных свалок на окружающую среду. В состав КПТ входит и транспортно – логистическое подразделение, которое обеспечивает предприятия КПТ необходимым количеством отходов, транспортных средств по графикам, соответствующим возможностям железной дороги, объемам переработки и эколого-гигиеническим требованиям при обращении с отходами, обеспечивает необходимым объемом договоров на поставку товарной продукции заказчикам за пределами КПТ, а также осуществляет диспетчирование работы КПТ в целом. Предполагается, что все новое строительство будет проводиться с учетом экологических требований, рекомендаций и основных положений международных «зеленых» стандартов BREEAM International, LEED. В этих целях разработан проект адаптированного к российским условиям «зеленого» стандарта «Требования по обеспечению экологической безопасности, энергетической эффективности, ресурсосбережения, устойчивого природопользования при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов промышленной переработки коммунальных отходов». Тем самым достигается сокращение сроков окупаемости до 5–7 лет с момента вывода комплекса на проектную мощность и обеспечивается инвестиционная привлекательность проекта. Реализация данного проекта на уровне региона позволит полностью решить острую проблему обращения отходов на длительную перспективу, улучшить экологическую обстановку на городских и пригородных территориях, снизить уровень заболеваемости населения на территориях, прилегающих к полигонам ТБО. Обеспечивается устойчивое развитие инновационных технологий и оборудования в области переработки и обезвреживания коммунальных отходов.
Планируется создать централизованную систему санитарной очистки каждого округа от коммунальных отходов, что, в свою очередь, обеспечит прозрачность всех процессов в этой сфере. Снижаются потребности в землеотводе под предприятия коммунальной сферы вблизи городов, декриминализируется бизнес-сообщество в сфере обращения с отходами, ликвидируются протестные настроения населения на селитебных территориях, прилегающих к предприятиям по переработке коммунальных отходов, создаются новые рабочие места для населения КПТ. Помимо этого обеспечивается увеличение налогооблагаемой базы за счет вовлечения в хозяйственный оборот ныне непроизводственных территорий.– Всякая реализация проекта предполагает выполнение первоочередных задач.
– Они заложены и в нашем проекте. Во-первых, необходимо придать проекту статус национального проекта (далее – Проекта) для обеспечения государственной политической и административной поддержки на всех уровнях и на всех этапах его реализации. Во-вторых, предоставить участникам деятельности по Проекту на коммерческой основе право доступа к земельным и инфраструктурным ресурсам регионов для создания производственных и логистических мощностей отходоперерабатывающих комплексов на КПТ. В-третьих, разработать и согласовать с руководством обслуживаемых территорий тарифную политику транспортирования и переработки отходов на предприятиях отходоперерабатывающих комплексов. В-четвертых, предоставить участникам инвестиционной деятельности по Проекту в регионах, доступа к конкурсным торгам за право поставки товаров из вторсырья для государственных нужд. В-пятых, предоставить предприятиям отходоперерабатывающих комплексов на КПТ установленных действующим законодательством льгот по налогообложению для социально значимых предприятий. В-шестых, создать постоянно действующие на КПТ органы государственного и общественного контроля за выполнением природоохранного законодательства и законодательства по промышленной безопасности. В-седьмых, законодательно закрепить на региональном уровне принцип постепенного, по мере ввода в эксплуатацию комплексов, вывода из эксплуатации предприятий по переработке и обезвреживанию коммунальных отходов в селитебных территориях, не соответствующих законодательным и нормативным требованиям по охране окружающей среды в области обращения с коммунальными отходами.– Где в первую очередь предполагается реализовать представленный вами проект?– В настоящее время нами инициативно разрабатываются обоснования и предпроектные предложения по созданию трех КПТ в ЦФО, трех – в ЮФО, трех – в ПФО и трех – в СЗФО. Думается, что предпринимаемые нами меры позволят решить проблему ТБО на 50–70 лет.– Адам Михайлович, спасибо за интересную беседу. Удачи и успехов.