Положение регионального оператора и его статус станут основой организационных новаций в регулировании отрасли обращения с отходами.
Определение условий конкурса отнесено к полномочиям субъектов РФ, при этом порядок проведения конкурсов предполагается определить на уровне Правительства РФ. С проектом постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» можно ознакомится здесь.
Объем обязанностей регионального оператора по обращению с отходами включает в себя беспрецедентные для российского законодательства полномочия, учитывая, что статус регионального оператора может быть получен только на конкурсной основе и наделено таким статусом может быть только самостоятельный субъект предпринимательской деятельности. Некоммерческие организации, так же, как и государственные и муниципальные учреждения не планируется допускать к конкурсу.
Основными рамками работы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами будут:
1. Территория, в границах которой Регоператор ТКО будет полностью нести обязательства по обращению с ТКО.
2. Соблюдение правил и технологий по обращению с отходами, включая выполнение лицензионных требований;
3. Учет обращения с ТКО в отношении объема, качества, используемых технологий;
4. Учет расходов по обращению с ТКО;
5. Публичное раскрытие информации о порядке обращения с ТКО на подведомственной территории;
6. Устранение несанкционированных свалок на подведомственной территории;
7. Обоснование единого тарифа коммунальной услуги по обращению с ТКО;
8. Объем финансирования, предоставляемого из бюджетов различных уровней на цели обеспечения обращения с ТКО;
9. Срок, на который предоставляется статус Регоператора ТКО;
10. Организационные мероприятия по заключению и ведению договоров с потребителями услуги по обращению с ТКО;
11. Организационные мероприятия по заключению договоров с организациями, участвующими в цикле обращения с ТКО;
12. Санкции за не выполнение обязанностей Регоператора ТКО и оснований для лишения статуса Регоператора ТКО;
13. Участие в разработке инвестиционных программ в сфере обращения с ТКО на территории Регоператора.
Каждый из пунктов этого списка по существу представляет собой самостоятельное направление реформы в отрасли обращения с ТКО и безусловно заслуживает отдельного детального рассмотрения.
Хотелось бы уделить внимание общему замыслу реформы в сфере обращения с ТКО. Важно принять во внимание, насколько исчерпывающим является приведенный список, если рассматривать функции хозяйственного общества. Сложно назвать какое-нибудь еще направление работы, которое не затронет Регоператора ТКО специальным регулированием. Связь объема и характера регулирования, предназначенного исключительно для Регоператора ТКО, и исключительного статуса Регоператора вполне очевидна.
«Зарегулированность» еще будет предметом многих дискуссий, но сложно отрицать, что меры по лицензированию и наложение штрафов за отдельные формальные нарушения в области обращения с твердыми бытовыми отходами, включая вывоз мусора, его обезвреживание и утилизацию, до настоящего времени почти не привели к заметным результатам в борьбе с все увеличивающимися объемами мусора. Обращение с ТКО – сфера, которая всегда была и будет остросоциальной. Причем чем хуже ситуация, тем больше внимания к проблеме. При улучшении ситуации оказывается, что «так и должно быть».
Выбор объема регулирования представляется оправданным, так как стоимость услуги для населения прямо связана и с используемыми технологиями, и с качеством реализуемой технологии, а также с качеством долгосрочного планирования и контролем за реальными технологиями, обеспечивающими обезвреживание ТКО или вторичное использование отходов. Комфорт и безопасность проживания без внимания к проблемам вывоза мусора и экономике обращения с отходами, уже не могут быть обеспечены. В РФ выбран достаточно бюрократический вариант реализации реформы в сфере обращения с ТКО, но была ли альтернатива этому?
Сотрудникам Регоператора ТКО, предстоит очень большая работа, в том числе по созданию внутренней организации деятельности, в которой будут соединены и функции управления технологическими процессами в реальном времени, и функции управления инвестиционными проектами, и реализация полномочий, ранее более характерных для органов власти.
Актуальная тема затрагивающая безопасный вывоз отходов в Москве и регионах РФ, тема утилизации и обращения с ТКО в России с началом 2016 года получила импульс к развитию, который еще предстоит оценить.